Белая Азбука
Industrial

Главная страница SSale Белая Азбука Industrial Коллекция mp3 Гостевая книга


обратно к статьям

Русский dark folk/neofolk

(c) Shelley
Нео-фолк

Термином “нео-фолк” называют определенную музыкальную субкультуру, представители которой, объединенные общей идеей, привносят в свою музыку элементы самых разнообразнейших направлений – от милитаристских шумовых коллажей до вагнеровских симфоний, от возвышенной поэзии до языческих песнопений.

Отличительной особенностью эстетики “нео-фолка” являются аллюзии на темы национал-социализма, эзотерического фашизма или традиционализма; некоторые считают это просто эпатажем, некоторые воспринимают всерьез. Так или иначе, “нео-фолки” отвергают все расовые или антисемитские теории, свойственные былым представителям данных направлений. Кредо “нео-фолки” - “Против современного мира”; новые герои, мистические Избранные, восставшие против деградирующей современности. Отсюда одно из названий этого стиля, “апокалиптик-фолк”: музыка Конца Света, отзвуки битвы между последними титанами и карликами на плечах великанов.

Считается, что направление это названо “нео-фолком”, потому что использует акустические инструментов и обращается к наследию народной музыки (“фолк-музыки”). Позволю себе усомниться в этом, поскольку под словом “нео-фолки” люди, не знакомые с готической и/или традиционалистской субкультурой, чаще всего понимают современных исполнителей “фолка” или “фолк-рока” вообще – таких, как “Tri Yann”, “The Pogues”, “Garmarna”, “Die Streuner”. Быть может, разумнее было бы объяснить происхождение названия английским словом “folkish” (нем. “voelkisch”) – то есть, “народнический”, “националистический”, “имеющий отношение к национальному возрождению”; впрочем, такая трактовка может вызвать непонимание, а то и очередные обвинения в нацизме, от которых “нео-фолки” вынуждены отбиваться уже около десяти лет. Несколько ближе по смыслу еще одно название, “дарк-фолк”; однако и оно не передает всей сути этой музыки.

В музыкальном плане представителей “нео-фолка” можно разделить на две группы: первые действительно черпают вдохновение из традиционного европейского фольклора (а чаще всего - из “фолк-музыки” 60ых и 70ых); вторые сочетают эстетику европейской симфонической музыки (Вагнер, Прокофьев, Штраус) с авангардными экспериментами. Но и те, и другие пытаются возродить старые мифы, поместить древние символы в контекст современности, чтобы разрешить культурные конфликты современного мира. И вместе с тем - разобраться со своими внутренними противоречиями, будучи с одной стороны - талантливыми авангардистами, презирающими все идеологические запреты и разрушающими культурные табу, а с другой – политическими консерваторами и апологетами идеи “назад, к предкам”, идущими против течения в поисках утраченных мифов…

 

England was burning… а Россия горит по-своему.
(размышления о русском дарк-фолке к его пятилетию)

Автор приносит свои извинения за возможные неточности и недочеты, и будет благодарен за любые поправки, дополнения и комментарии.

Конечно же, при желании можно найти определенные предпосылки возникновения дарк-фолка в России; увы, но это будет чистой метафизической спекуляцией… И ведь находят же, называют кого-нибудь из столпов “русского рока” (под коим разумеют советские рок-группы 80ых) “родоначальниками русской готики”… Впрочем, в своем время, помнится, рассуждали о том, что Гомер и Шекспир были пост-модернистами (см. остроумное доказательство Эко в “Прогулках по нарративному лесу”) – умозаключение, не сомневаюсь, оригинальное, но не имеющее непосредственного отношения к творчеству великих и пресловутых мертвых…

Ведь, насколько нам известно, любой культурный феномен можно рассматривать только в рамках породившей его культуры – и здесь классическая логика (модус “Darii”: если С имеет некоторые признаки А, которое является Б, то лишь некоторые С являются Б) повергает джемсовский прагматизм (превосходно выраженный в американской пословице “если это плавает как утка и крякает, как утка - значит, это утка”). При желании мы, конечно же, найдем определенное сходство с питерским фолк-роком или сибирским экспериментальным панком середины 80ых, только, право же, непонятно, зачем это делать? Вот уже и украинское гот-сообщество недавно объявило готом Виктора Цоя, так не записывать же нам теперь Егора Летова да Янку в дарк-фолки?

Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки – если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету - имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется “dark-folk” или “folk noir”, был “Русский альбом” Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то “Сергей Ильич” ознакомил население Страны Советов с “Cat Black” Болана), хотя как раз-то этот альбом как “дарк-фолк” совсем не воспринимается…

Потому оставим вступительную часть и ненужные споры, я себе уже все доказал, и, помолясь, перейдем к заявленной теме.

В России дарк-фолк появляется в середине 90ых годов – этакий “чужак в чужом краю”, напоминающий одинокого иностранца где-нибудь в районе Пскова, которого вдруг из уютного номера “Метрополя” потянуло на просторы “Mother Russia”. Да и воспринимали мы его тогда так же, как и сей иностранец – задумчиво уставившись на кромку леса, размышляем о загадочной “russische (пардон, “englische”) Seele”, смахивая редкую слезу.

“Мы знаем, что творчество DIJ или Current 93 массам недоступно, хотя они имеют преданных почитателей по всему миру... Многим отечественным слушателям непонятна лирика этих авторов, но они просто фанатеют от настроения и энергии, заложенной в их музыке” - Георгий Чарский (Nekraina), из интервью А.Шеховцову, “Черный Кобзарь”)

И вот, наш иностранец, осев на земле русской, начинает вдумчиво познавать окружающую его культуру… Что же с ним станет? Можно ли говорить о появлении нового человека – то бишь, нового стиля? или же это – просто неудачная попытка клонирования? Трудно сказать. Слишком мало времени – всего пять лет прошло с момента официального выхода в России первого альбома в стиле дарк-фолк (я имею в виду Romowe Rikoito, “Narcissim”, 1996 г.).

“Многие группы просто копируют оригиналы, некоторые из них пытаются сделать что-то свое, но в действительности все они существуют на другой стороне (выделено мной. - S.)”. - Ash (Neutral), из интервью Дирку Хоффману (журнал “Zillo”, статья о “Russian Gothic Compilation”, №7-8, 2000). И действительно, отклики это творчество находит только на Западе – пусть положительные, пусть восхищенные (“достойный ответ “World Serpent” – рецензия “Black” на альбом Neutral; “своеобразная, ни с чем не сравнимая музыка” – из статьи о Romowe Rikoito, журнал “Black”, №24, 2001), но здесь, на родине, музыканты чувствуют себя так, словно, “все вокруг умерли; а в живых лишь мы одни” (из интервью Niktorius журналу “Black”, №24, 2001).

“Мне не очень верится в реальное развитие подобной музыки в России”, говорит Ash в интервью Wolfsblood. “Существуют люди, которым это нравится, которые пытаются что-то сделать в этой области, но их очень мало. Но может это и хорошо, с другой стороны. Развитие любого направления губит массовость, но нам это уж точно не грозит”.

***

А началось все в Калининграде-Кенигсберге, который уже как бы и не Россия, и давно уже не Пруссия, но все еще не Европа.

“Приблизительно с 1992 года я начал предпринимать попытки выражения собственного восприятия, эстетическая основа которых была сформирована под впечатлением таких групп как Throbbing Gristle и Psychic TV. Было несколько различных проектов, из которых ни один так и не был завершен и реализован, за исключением Jahrbuch fuer Psychoanalytik. Это был полуакустический проект, по звучанию напоминающий (как нам говорили) нечто кэйвообразное с призвуками германского industrial. Тексты были близки, пожалуй, к сюрреализму, и порой - с оттенками фашистской эстетики.

Собственно, создание проекта Romowe Rikoito относится к 1995 году и было, видимо, связано с общностью эстетических взглядов (моих и Johnny).

(…) О Romowe Rikoito вряд ли можно сказать - группа. Это скорее круг старинных знакомых, каждый из которых имеет свои собственные, очень разнообразные интересы, которые и стремится выразить и осуществить в своих личных проектах. Изначально на нас сильное воздействие оказывали титаны “WSD”, такие как Death in June и Current 93, от которых лично я теперь уже почти отдалился”. (Niktorius, интервью с Wolfsblood, декабрь 1999; интервью журналу “Stigmata”, ноябрь 2000)

Первый альбом, “Narcissism”, выходит в 1996 году на местном лейбле ”Brudenia”. В России - никем не замечен, в Европе же получает радушные рецензии. Как рассказывал В.Игошин (директор “Brudenia”), в польских магазинах покупатели, указывая на диск, спрашивали ”русский Current”.

Что характерно, первое выступление группы состоялось только в декабре 1999 года, на московском фестивале “Культурный герой XXI века” (клуб “Край”), приуроченном к выходу сборника инди-музыки “Расскажи Чайковскому новости” (ассоциация “Экзотика”). Еще более примечательно то, что первый официальный концерт поразил всех присутствующих. (“…если многие люди, судя по первому альбому, сравнивали творчество и звучание Romowe Rikoito с одними из столпов апокалиптик-фолка - Death In June, то в концертном исполнении звучание композиций получило свою уникальную окраску, и, можно даже сказать, свой особенный стиль, что очень быстро отбило всякую охоту сравнивать музыкантов с кем бы то ни было”.- С.Меренков, “Отчет о фестивале “Культурный Герой XXI Века”)

Приблизительно в то же время в Одессе появляется проект Георгия Чарского Nekraina – который позже приобрел известность своими кавер-версиями Death in June и Current 93. Удивительно, но для меня это (да простят меня активисты “самостийной Украины”!) единственная современная группа, слушая которую, воспринимаешь украинский как полноценный язык, а не как пародию на русский.
Nekraina были первыми, кто постарались укоренить дарк-фолк на родной земле. Вот что говорит Г.Чарский о своих версиях классических дарк-фолковых песен в интервью веб-порталу “Черный Кобзарь”: “Рассматривая эти песни, как действительно "просто песни" (…), мы стараемся придать переводам оригиналов украинский настрой; скажем, песня "Кара, карусель" (версия “Giddy Giddy Carousel”) обрела совершенно новые смысловые оттенки, когда от пан-европейской темы, присущей Дугласу Пирсу, мы детализировались на нашей стране. Европа горит по-своему, Украина - по-своему”. Кстати, на “WSD” кавер-версии Nekraina приняли довольно радушно. Однако первый полноценный альбом “Смерть у серпнi” (не считая различных промо-синглов, порой записанных не очень качественно) группе удалось выпустить только в 2000 году

Немного раньше, около 1998 года, московская industrial-группа Neutral органично меняет свой стиль в сторону дарк-фолка. И если Romowe Rikoito принадлежит честь издания первого русского дарк-фолк-альбома, то Neutral стали первым коллективом, выступившим вживую в кругу единомышленников. Это происходит в конце октября 1998 года, на акции московского гот-сообщества “Goth Industrial Halloween Party”.

Эти две команды приобретают на Западе определенную известность. Композиции Romowe Rikoito время от времени входят в различные сборники; что касается Neutral, то в августе 1999 года группа получает отклик из Мельбурна, с радиостанции “Infectious Unease”. С этого момента Neutral регулярно звучит в австралийском эфире.

Стоит, пожалуй, упомянуть еще об одной группе. На акции “Edge of the Night”, устроенной “РГП” на Хеллоуин 1999 года, готическую вечеринку закрывала команда Заросли вереска; той ночью исполняли они нечто среднее между Current 93 и Psychic TV – вначале звучало недурственно, но, увы, к концу выступления все выродилось в непонятную тусовку на сцене; судя по всему, это было своеобразное one-time show, и больше ни “Зарослей”, ни о них самих слышать мне не приходилось. (“…хотя ни для кого не было секретом, что Алекс Царев, лидер и идеолог коллектива, является большим поклонником и знатоком World Serpent Distribution, многие удивились качеству и продуманности исполненного материала. (…) Очень качественный dark folk с элементами ethereal, причем “Заросли” ни в чем не уступали по качеству исполнения своим знаменитым западным коллегам, а в чем-то, возможно, и имели преимущество”. - С.Меренков, “Отчет об Edge of the Night II - Halloween party в клубе "Край").

Следующее событие состоялось в начале 2000-го года. “РГП”, за несколько лет превратившийся из одинокой конференции в один из самых значительных информационных порталов России, издает сборник русской готической музыки и рассылает его по всем ведущим гот-журналам. Оставив в стороне все его минусы, можно сказать, что это достаточно веский аргумент в пользу “жизнеспособности” гот-культуры в России. Кроме того, на диске были представлены композиции трех русских команд, исполняюших дарк-фолк – уже упоминавшиеся выше Neutral, Romowe Rikoito и новый проект ее участников, Kratong, необычное воплощение идей Джонни и Анны (“все как-то очень мило, нежно и трогательно - а лучшего и не надо. Нет, - это не мрачно, не готично, - это просто прекрасно”. – Wolfsblood, рецензия на демо Kratong).

В марте 2000 года в клубе “Край” состоялась официальная презентация диска, на которой выступают “Neutral”. На этом выступлении - кстати, более успешном по сравнению с предыдущими концертами – группа исполняет десятиминутную композицию “Русская сага”, вторая после Nekraina попытка создать “славянский дарк-фолк”, и, надо сказать, попытка очень удачная.

Весной того же года в городе Кенигсберге, в здании кирхи Святой Луизы проходит первый дарк-фолк-фестиваль “Вальпургиева Ночь”, где выступают Romowe Rikoito и Neutral. (“Атмосфера была очень теплая, наверно потому, что собрались почти все свои, т.е. очень мало было посторонних людей”, говорит Джонни (Romowe Rikoito) в интервью Wolfsblood.) Тогда же Romowe Rikoito выпадает честь представить русский дарк-фолк на фестивале “Castle Party 2000” в Болкове (между прочим, это было всего лишь третье официальное выступление группы). “Я был очень удивлен, что нас знают”, говорит Джонни, “очень грел душу теплый прием во время концерта”.

Одновременно с этим происходит определенное осложнение отношений русских дарк-фолковых команд с “Русским готическим проектом” (и хотя происходило это, судя по всему, по личным причинам, не могу не упомянуть тот факт, что, в то же самое время точно такая же ситуация происходит на “World Serpent Distribution”, откуда уходят довольно значительные фигуры – как, например, Дуглас Пирс или Ричард Левиафан. Привет от синхронистичного К.Г.Юнга). Neutral даже отказываются предоставить “РГП” право на распространение своего первого официального альбома. Отсюда же пошла странная мода – что хвалят “апокалиптики”, то ругают “готы”, и наоборот.

Летом того же года в русском интернете появляются два дарк-фолк-портала – “Черный Кобзарь” А.Шеховцова, редактора журнала “Alter Ego”, и основанный Wolfsblood культурно-музыкальный веб-журнал “Seidr”. Вместе с В.Игошиным, директором лейбла “Brudenia”, на сегодняшний день они составляют костяк русского дарк-фолка.

В 2001 году безусловным прорывом стала вторая “Вальпургиева ночь”, где, помимо трех русских дарк-фолк-коллективов (Romowe Rikoito, Neutral и молодая команда Обьятья Ветвей) приняли участие гости из Венгрии, группа Scivias. Несмотря на все организаторские недочеты, вторая “Вальпургиева ночь” была, по сути дела, первой настоящей акцией дарк-фолка в нашей стране.

Что ж, первые пять лет, какими бы они не были, доказывают то, что существование дарк-фолка в России возможно. А станет ли он действительно русской музыкой, или останется экспортным продуктом – покажет время. По крайней мере, время подводить итоги еще не настало.

© 2001 Shelley, ноябрь 2001 года

Русский дарк-фолк: группы и альбомы.

Kratong : ”Kratong” demo (2000, self-release)
Nekraina : “Смерть у серпнi” (2000, Grata Distribution)
Neutral : “Cold Plays” (1999, self-release), “Walpurgis Night at Luisen Kirche” (2000, Brudenia)
Romowe Rikoito : “Narcissim” (1996, Brudenia), “L’Automne Eternel” (2000, Brudenia)

 

обратно к статьям

    Новая Азбука  Гостевая книга Главная страница

Hosted by uCoz