Белая Азбука
Industrial

Главная страница SSale Белая Азбука Industrial Коллекция mp3 Гостевая книга


обратно к статьям

Русский индустриал
Точное описание такого противоречивого явления, как индастриал, прячется под спудом музыковедческих и культурологических спекуляций. Понимание проблемы осложняется тем, что изначально термин “индастриал” не использовался для обозначения конкретного стиля. Индастриал это, скорее, особый подход к музыкальному творчеству, своеобразная идеология звука. Надо сразу оговориться, что шумовая музыка зародилась еще в первой половине XX века, но само движение, как и термин "industrial music", возникло лишь в 70-х, а точнее, в 76-м, непосредственно после образования лейбла Industrial Records.


В то время индастриал стал довольно естественным протестом против бесчеловечной цивилизации с ее повсеместным социально-политическим контролем. Индустриальная музыка пыталась разрушить застоявшиеся общественные и музыкальные традиции путем неожиданных и порой шокирующих методов. Десятилетия постмодерна заставили привыкнуть к тому, что творческое опровержение веками устоявшихся эстетических шаблонов может выражаться в самых разных, иногда в смешных и шокирующих, а иногда в утомительно монотонных формах. Противопоставляемое идеальному искусству, искусство реального и актуального выглядит (звучит) утилитарно и прагматично. Мир, порабощённый "summa technologiae" (C.Лем), отныне поёт сухим и низким голосом. Скрежет, лязг, грохот пресса и свист дрели, шелест приводных ремней и звон капель из маслопровода - всё то, что наполняет жизнь усталого горожанина, оказывается не менее значимым с метафизической и эстетической точек зрения, чем неземной Бах и несусветный Босх. В царстве торжествующего железа ласковая флейта звучит слишком легкомысленно и как-то чересчур музыкально. На язык индустриальной эстетики мелодия флейты переводится как "гудение бетономешалки".


Эта музыка, вернее, антимузыка не может не шокировать и не подавлять. Стена непереносимого для человеческого слуха шума, среднечастотный гул и аналоговые искажения, производимые индустриальными коллективами на концертах, буквально выгоняли публику из зала. В качестве музыкальных инструментов использовались как экстравагантные дрели, пружины и отбойные молотки, так и вполне традиционные гитары. С предельной искренностью и самоотдачей канадские SKINNY PUPPY на концертах кромсали бензопилами манекены и трупы животных, немецкие EINSTURZENDE NEUBAUTEN попросту уничтожали сцену и всю музыкальную аппаратуру. Попытки "преодоления музыкальных границ" порой доходили до подлинного безумия - например, случай с "биологической" барабанной установкой, "изобретенной" EINSTURZENDE NEUBAUTEN. Смысл ее заключался в том, что на спину Бликсы Баргельда (лидера EN) крепились чувствительные датчики, по которым его сотоварищи что было мочи молотили руками и ногами, - Баргельд хрипел и отбивался. Каков был в результате звук - остается только догадываться.


Энциклопедический образец индастриала - лондонские THROBBING GRISTLE (TG). Их выступления представляли собой "кошмарные садистские шоу с чудовищным грохотом, гулом и лязгом в придачу". Лозунг, взятый на вооружение TG - "индустриальная музыка для индустриальных людей" (industrial music for industrial people), - стал визитной карточкой всего направления. "Для TG будущее было неотделимо от победившего тоталитаризма, от концлагерей, огромных индустриальных ландшафтов и насилия над человеком" (А.Горохов). Отсюда и увлечение группы геноцидом, пытками, войнами, черной магией и порнографией. Когда в начале 80-х TG в форме манифеста заявили о смерти созданного ими направления, индастриал, тем не менее, делал лишь первые шаги. В это время уже существовало несколько подобных TG команд - CABARET VOLTAIRE, SPK, TEST DEPT., NON и др. Но расцвет индустриального движения пришелся на середину 80-х - начало 90-х. Именно тогда свою активную деятельность начали такие коллективы и исполнители, как EINSTURZENDE NEUBAUTEN, :ZOVIET-FRANCE:, LUSTMORD, WHITEHOUSE, Z'EV и MERZBOW. Как справедливо, хотя и не без издевки, замечает видный музыкальный критик Андрей Горохов: "К середине 80-х злоба рассосалась, шум стал более легким и главное - более ритмичным..."


Элитарная ориентация индустриальной музыки не помешала ей стать своеобразной питательной средой, инкубатором идей для массовой культуры. Танцевально-индустриальные SKINNY PUPPY и MINISTRY еще черпали вдохновение у нацистско-порнографических TG. В 90-е годы происходит сближение индастриала с коммерческим мэйнстримом. В наши дни композиции KMFDM и NINE INCH NAILS активно используются для озвучивания компьютерных "стрелялок", Бликса Баргельд (ЕN) поет задушевные баллады с Ником Кейвом, а помпезные симфонии LAIBACH звучат в телезаставках. Шумы и атональные приемы взяты на вооружение грандами поп-культуры (Bjork, RADIOHEAD, Britney Spears и проч.).


* * *


Истоки и прототипы российского индастриала следует искать в первой четверти 20-го века. Композиторы Ассоциации Современной музыки еще в 20-е годы создавали произведения, в которых использовался шум станков и скрежет приводных ремней. "В театрализованных агитпредставлениях Пролеткульта актеры яростно били огромными молотами в стальные листы, имитируя тяжелую поступь победившего пролетариата, гибель старого мира и наступление новой эры коммунизма" (А.Дмитриев). К числу наиболее ярких примеров протоиндастриала можно отнести знаменитый балет С.Прокофьева "Стальной скок", балет Д.Шостаковича "Болт", а также немыслимую по своим масштабам "Симфонию Гудков", которая исполнялась в Баку 7 ноября 1922 года. Ее создатель композитор Арсений Михайлович Авраамов (1886 - 1944) на протяжении нескольких часов дирижировал сиренами фабрик и входящих в порт судов. Энди Маккей (Andy Mackay) в своей книге "Электронная музыка" называет это одним из самых впечатляющих экспериментов с шумами и природными звуками за всю историю авангарда: "К сиренам городских фабрик присоединились сирены кораблей Каспийского флота, артиллерийская батарея, пулеметы и авиация".


Вскоре под надзором узколобых чиновников советское искусство вошло в стадию "развитого соцреализма". Революционный концептуализм индастриала, казалось бы, почти идеально соответствовал основным требованиям сталинского стиля, однако именно советский период в истории отечественного индастриала в наименьшей степени интересен как для рядового слушателя, так и для заинтересованного аналитика. Развитие прогрессивной музыки в СССР шло своим, странным и тернистым, путём. С одной стороны запретный статус рок-музыки ограничивал пространство эксперимента, с другой - росла и крепла замечательная школа авангарда 70-х годов: Шнитке, Артемьев, Денисов, Губайдуллина. Можно сказать, что традиции Шнитке и Денисова, в некотором смысле, предопределили саму возможность существования индастриала в России.


Исходной точкой развития русского индастриала в собственном смысле этого слова, наверное, можно считать середину 80-х. Индастриал этого периода был достаточно тесно связан с рок-музыкой и упомянутой традицией классического авангарда. Хотя до радикализма последующих шумовых проектов 90-х было ещё далеко, но смелость и глубина поиска пионеров русского индастриала безусловно достойны уважения.


Это касается, в первую очередь, некоторых альбомов групп ЦЕНТР и НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, которые по своему новаторству мало чем уступали работам английских экспериментаторов - PSYCHIC TV и CABARET VOLTAIRE. Нельзя не упомянуть Сергея Курехина и его проект ПОП-МЕХАНИКА. Сергей Курехин, наряду с элементами "конкретной музыки" и техно-минимализма, использовал в альбоме "Насекомая Культура" (1986) классический индустриальный прием - технику "cut up", создание звукового коллажа путем наслоения и вклейки различных звуковых фрагментов. По ощущениям эта запись оставляет, пожалуй, самое сильное впечатление из всех российских экспериментальных проектов 80-х.


Не отставая от мировых индустриально-шумовых тенденций, на российской сцене появился Александр Лебедев-Фронтов - питерский шумовой композитор и художник. Купив однажды самопальную запись BEATLES, сделанную по советскому обычаю на старой рентгенограмме, он вместо песен о любви услышал запись отборного мата и шквал радиостатического треска. Мгновенная вкусовая переориентация материализовалась в проекте ЛИНИЯ МАСС, организованном в 1985 году и занимавшемся в основном созданием антимузыки. ЛИНИЯ МАСС это шум советских строек пятидесятых годов, шум агрессивный, бессмысленный и страшный. Помимо многочисленных записей в рамках проекта ЛИНИЯ МАСС, создавались черно-белые фотографии и коллажи. Они соединили в себе эстетику раннего авангарда и символику различных политических течений. Чуть позже, уже в начале 90-х, Александр основал студию Ultra, занимающуюся пропагандой экспериментально-шумовой музыки. Далее последовали не менее радикальные проекты - ВЕПРИСУИЦИДА, МЕРТВЫЕ ХИППИ, ПИЛА, а также VETROPHONIA, совместный проект Александра Лебедева-Фронтова с Николаем Судником - легендой российского индастриала.


Почти одновременно с ЛИНИЕЙ МАСС, в 1984 году в городе Рига образовался коллектив ЗГА (ZGA) (в 1991 году коллектив перебрался в Санкт-Петербург). Отцами-основателями ЗГИ стали Николай Судник и Валерий Дудкин. Их увлечение допотопным хоум-тейпингом (home-taping) и склейкой магнитных лент вылилось в вычурный бытовой саунд - стук металлических железок и пружин. Близкие к ранним работам EINSTUERZENDE NEUBAUTEN, первые альбомы ЗГИ вобрали в себя элементы "конкретной музыки", шумового эмбиента и классического минимализма. Постепенно в музыке коллектива наряду с шумами начали использоваться традиционные инструменты. Группа постепенно стала приобретать известность в европейских андеграундных кругах. И, как следствие, четыре (!) номерных альбома ЗГИ были выпущены на известном авангардном лейбле Recommended Records.


В отличие от большинства российских индастриал-коллективов 80-х, ЗГА существует до сих пор. За прошедшие годы музыка группы изменилась до неузнаваемости. Неутомимый Николай Судник вместе со своими единомышленниками успел поэкспериментировать с разнообразными звуковыми формами и концепциями - от шумового эмбиента до индустриального блюза с женским вокалом ("Полет Заразы", 1999).


В 1993 году в Москве образовался индустриально-электронный дуэт ВИДЫ РЫБ (SPECIES OF FISHES). Их первый альбом "Songs Of A Dumb World" вышел на культовом голландском лейбле Staalplaat. Эксперименты этой группы связаны с самыми прогрессивными тенденциями в электронной музыке: от дарк-эмбиент до техно. Впоследствии их внимание окончательно сместилось в сторону экспериментально-электронного изи-листнинга. Единственное, что сейчас говорит об индустриальном прошлом коллектива, это альбом "Бессонница", записанный в период с 93 по 96 гг.


Нечто похожее произошло и с F.R.U.I.T.S., ныне играющими минимал-техно. Группа была образована в начале 90-х Алексеем Борисовым (НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ) и Павлом Жагуном. Первые работы этого кибер-шумового проекта, без сомнения, являлись продолжением традиций электронного эмбиента - искаженные шумы, дребезжащий гул высоковольтных проводов, стоны трансформаторных будок и прочее. Двигаясь в русле новейших тенденций, F.R.U.I.T.S. меняют саунд в сторону более модного, но не менее прогрессивного.


Такая постоянная модернизация звучания является типичным свойством индастриал-коллективов. Развитие экспериментальной и авангардной музыки протекает в прямой зависимости от эволюции технологий. Наблюдаемый в наши дни расцвет электронных ритмов, а также широко распространенное использование микротональных помех доказывают этот тезис. Индастриал - музыка технологий. Изменение производственного стиля ведёт за собой перемены в эстетике “Новой Музыки” - так в 20-е годы А.М.Авраамов дирижировал трубами фабрик, теперь же прогрессивные музыканты дирижируют хором крохотных чипов и микросхем.


Интересно, что увлечение домашней звукозаписью и работой с бытовыми шумами не обошло стороной смежную эстетико-культурную нишу - рок. Так в России появилось нечто, что условно можно было бы назвать рок-индастриал - музыка, вобравшая в себя, помимо индустриального подхода, яркую энергетику рока.


Первыми в этой области были проекты, связанные с именами Егора Летова и Кузи УО. К их числу можно отнести и ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ (ПА), появившуюся в конце 80-х в городе Новосибирске. Свежее дыхание техноидного EBM с элементами техно-панка вызывает ассоциации с EN, FAD GADGET и дуэтом LEER-RENTA. Основу музыки ПА составили суховатые удары драм-машины и грязные гитары; тексты повествовали о разложении, усталости и смерти, что, надо отметить, совсем не оригинально для индастриала. Одна из самых сильных композиций группы ПА носит знаковое, жёстко-декларативное название "Индустриальный оргазм". Нервозность и апокалиптичность музыкальной атмосферы этой композиции пронимают буквально до дрожи. К сожалению, группа успела записать лишь один альбом "Любовь и Технология" (1988), на следующий год вместе со смертью лидера ПА Дмитрия Селиванова, экс-гитариста Г.О., ПУТТИ и КАЛИНОВА МОСТА, группа прекратила свое существование.


ПА и другие перечисленные группы составляют первый эшелон русского индастриала. Во второй половине 90-х распространение индастриал-культуры в России приобрело стихийный характер. Этому способствовала отмеченная выше связь индустриальной эстетики с развитием высоких технологий. Компьютеры стремительно дешевели, а качество программ, созданных для записи и обработки звука, также стремительно росло. Дешевые драм-машины и сэмплеры придали индустриальной электронике оттенок массовости. Простой и демократичный хоум-тэйпинг с выходом технологии на новый уровень нашел новых адептов, талантливых и энергичных.


В Санкт-Петербурге в 1991 году из распавшейся группы БУКВА О образовался хардкор-индастриал-проект НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. Скоростные ритмы и необычные голосовые эффекты, виртуозное использование всех недостатков аппаратуры и дешевых инструментов сделали группу крайне популярной в клубной среде. В 1992 году, благодаря демо-кассете "Little Joys", НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР пригласили в тур по Германии. В том же году была записана виниловая пластинка "Сеньоры Краковяки" - один из немногих на сегодняшний день образцов индустриального периода творчества группы. Такого мозгодробительного и пугающего саунда, пожалуй, не было ни у одной из групп того времени. После тура по Германии группа, пережив пик популярности, неожиданно исчезла. Они появились снова уже в виде дуэта - Олег Гитаркин и Олег Костров. Новое лицо группы, прошедшей путь от хардкора, индастриала через кибер-панк к китч-попу, все мы с вами знаем - это электронный проект, пропагандирующий модное направление - пост-изи-листнинг.


В Архангельске в начале 90-х появился один из самых загадочных и эзотерических шумовых проектов России со страшным названием ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР. При минимальной технической экипировке - на дешевых магнитофонах, в домашних условиях - "Болгары" умудрялись создавать потрясающе качественные записи. Без преувеличений их можно назвать самым изобретательным индустриальным коллективом Архангельска. Инструментами группе служили советские аналоговые синтезаторы, какие-то железки, миксеры, трещотки, “запиленные” пластинки и заводские шумы. Акустическая структура звука выверена у "Болгар" до мельчайших деталей. Такой подробный подход к композиции тешит слух и возбуждает интеллект - это что-то вроде персидского ковра - красиво, вычурно и интересно. Совсем недавно один из "Болгар", лидер и идеолог группы Алексей Чулков, трагически погиб. Он удивительно трепетно и, пожалуй, чересчур самокритично относился к своей музыке. Сверхтребовательность к своему творчеству привела к тому, что многие, вероятно, гениальные записи были им уничтожены, так и не будучи изданными.


Это не единственный пример того, как бесспорно качественный и ценный индастриал-продукт не добрался до слушателя. Богатые на таланты 90-е годы, к сожалению, не знали той развитой инфраструктуры, возникшей в индастриал-тусовке буквально за последние два-три года.


Примером невостребованности может служить группа СТУК БАМБУКА В XI ЧАСОВ, появившаяся в городе Ижевске в конце 80-х. Первый и единственный альбом коллектива "Легкое дело холод" (1991) современные критики отнесли к трип-хопу или мрачноватому эмбиенту. Кто бы мог подумать, что за несколько лет до знаменитого бристольского саунда где-то в российской глубинке молодые энтузиасты способны записать такой новаторский, тонко прочувствованный и необычный альбом. "Бамбуки" всегда играли музыку будущего, и вот, это будущее наступило! Аналоговые шумы и хруст заезженного винила стали необходимыми атрибутами модного саунда, теперь альбом звучит даже современнее, чем десять лет назад!", - пишет Андрей Борисов, шеф независимого лейбла Экзотика.


В середине 90-х поиск новых звуковых форм вышел на новый качественный уровень. Приближение апогея в развитии современной индустриальной сцены в России связано с появлением таких групп, как питерские TOXIC WASTE, БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ, МОНУМЕНТ СТРАХА и московские TNT ART, СОБАКИ ТАБАКА, ТЕАТР ЯДА и CISFINITUM. Нельзя не упомянуть модный, вечно балансирующий на грани поп-музыки, китча и эксперимента коллектив под экзотическим названием DEADУШКИ. Выходцы из АВИА и СТРАННЫХ ИГР, Виктор Сологуб и Алексей Рахов, в каком-то смысле, действительно являются “deadушками” музыкального авангарда России. Их новое видение музыки и передовых тенденций нашло свое воплощение в первом и самом ярком на сегодняшний день альбоме проекта "Искусство каменных статуй", вобравшем в себя элементы индустриальной музыки, джаза, электро-попа, брейк-бита и гитарного рока.

В 1997 в Москве возник довольно необычный и самобытный московский проект CISFINITUM. Его основателем и единственным участником стал студент Московской консерватории Евгений Вороновский. Будучи профессиональным скрипачом, Вороновский смело экспериментировал в таких областях, как dark ambient и noise. Глубокий подводный эмбиент CISFINITUM с жужжащими атональными мелодиями и индустриальными скрипами по праву снискал себе известность не только в российских, но и европейских музыкальных кругах.


Неменьший интерес у истинного ценителя индастриала должны вызвать GRAND VINIOLLES - проект, первоначально принадлежащий к пост-готической формации. GRAND VINIOLLES используют все положительные стороны готического саунда, сочетая его с методикой ранних индустриальных групп. Основой неповторимого звучания коллектива стали драм-машина, металлическая перкуссия, бас и размытое искаженное звучание гитары. На концертах такой саунд воспринимается особенно остро, многие из слушателей, поддавшись на провокацию, начинают задумываться о бренности всего сущего и конечности бытия.


Подобные настроения отмечаются и при прослушивании московских INQUISITORUM, но, в отличие от чересчур мелодичных и текстуально насыщенных GRAND VINIOLLES, они активно используют шоковую тактику, доводя свои антимузыкальные атональные приемы до предела человеческого восприятия. Три барабанщика (живые ударные, перкуссия и электронные барабаны), бас, два саксофона, голос и старые отечественные аналоговые синтезаторы превращают саунд группы в невообразимую смесь SPK, EINSTURZENDE NEUBAUTEN и NAKED CITY. Такую музыку следует рекомендовать нестандартным любителям джаза и апокалиптически озабоченным милитаристам - Третья мировая война будет звучать именно так. Впрочем, такую же рекомендацию можно присовокупить к рецензии на любой индустриальный проект.


Мрачный взгляд на мир - это неотъемлемая часть индустриальной идеологии. В этой связи стоит упомянуть молодой дуэт КРОВЬ С МОЛОКОМ, работающий в направлении драм-н-нойз (не путать с драм-н-бэйсом, ритм-н-нойзом и т.д.). Оригинальные "сбитые" ритмы, полистилистичный саунд и ритуальный подтекст привели к тому, что практически никто не в состоянии определить стиль группы.


С 1993 ведёт свою историю и БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ - группа TaMtAmовской генерации. Они выступали на одной сцене с НОЖОМ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и МОНУМЕНТОМ СТРАХА. Последним это никак не помогло, а вот "Цепни", игравшие тогда незамысловатый грайндкор с индустриальными элементами, быстро смекнули "что к чему" и, начиная с 98-го года, трансформировались в кибернетический дуэт SOKOLOFF BROTHERS. Такая мутация пошла коллективу на пользу - в их звучании стало больше электроники, сэмплированных звуков и революционных текстов. Не так давно группа приняла участие в сборнике “Industrialизация”, выпущенном продюсерским центром Лаборатория звука.


Конечно, карта российского индастриала отнюдь не ограничивается вышеперечисленными именами. Существует множество групп, которые внесли свой вклад в развитие российской индустриальной культуры.


В Перми отшумели ПЕЛИКАН ПРИНЯЛ ЛЮМИНАЛ (PLKN PRNL LMNL). В Новосибирске где-то с середины 90-х гремят NUCLEAR LOSЬ (перкуссионный индастриал), а в Брянске на положении "вечных подпольщиков" существуют индустриально-шумовые NOISE SMETANA и TCF. В Нижнем Новгороде повышенной активностью отличаются NHL и АРЗАМАС 16. В Мурманске вся продвинутая электронная тусовка вращается вокруг Bacterium Studio - индустриального проекта БАКТЕРИИ (ныне MOMBUS). В Ростове (Саратове) с 1995 года пропагандой индустриальной музыки занимаются МОРЕ СПОКОЙСТВИЯ (ambient) и проект Дмитрия Толмацкого DMT, отличающийся жестко звучащим ритм-н-нойзом.

Благодаря журналу "Результаты" более чем известна архангельская индустриально-шумовая музыка: ПРИПАДОК, ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР, ОГНИ ТУНДРЫ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ТЕЛА и т.д.


Благодаря этому же журналу можно было почерпнуть информацию о независимой музыке практически всего Северо-Запада: Калининград - STIRLITZ, LOS CHICATILOS, МЕМБРАНОИДЫ, Петрозаводск - ADD, Краснодар - очень интересный проект FAR FROM MIND.


А вот Ижевск стоит выделить отдельно. В этом городе сложилась, в некотором смысле, исключительная ситуация. Город кишмя кишит различными электронными проектами: РЯБА МУТАНТ, RHODESIA, АРХЕОПТЕРИКС, САМЦЫ ДРОНТА, BOOROONDOOK QUARTET.


Орёл прославлен группой РАСТВОР 666, а в городе Карабаново (Владимирская обл.) действует целое творческое объединение THE MANURE.


По своему значительный вклад в общее индустриальное дело внесли проекты: в городе Мураши (Кировская обл.) - HOLOCODER, в городе Реутов (Московская обл.) - REUTOFF и их проект DAS REUT, по праву занявшие одно из ведущих мест на московской индустриальной сцене, а в городе Волгодонск (Ростовская обл.) - плодовитый индустриальщик Алексей Малородов (ALEX M.OVER).


С недавних пор многое из русского индастриала стало известным и на Западе. Выпущенные американским независимым лейблом Invisible Records русские кавер-версии композиций американской группы PIGFACE ("From Russia With Love - A Russian Tribute To Pigface") до сих пор удерживаются в рейтингах независимых радиостанций. Одни из лучших каверов сделали Нижегородские индастриал-банды NHL и АРЗАМАС 16. Помимо них, свою посильную "дань" PIGFACE отдали SPIES BOYS, BOXHEAD и DAS REUT из Москвы, КРОВЬ С МОЛОКОМ, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, PORCH NAP и ДЕТИ СОЛНЦА with THEODOR BASTARD из Санкт-Петербурга, а также TOMATOES и DER PRINTER.


Конечно, это лишь верхушка айсберга... В одном шаге от индустриальных, но мелодичных АРЗАМАС 16 гармония тонет в хаосе кромешной тьмы - САМКА, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, BARDOSENETICCUBE. Лучик света от индустриально-электронного ЖЕЛЕЗНОГО КЛЫКА и готически-декадентских CYCLOFILLYDEA - и опять все срывается в колодец бреда и беснующихся галлюцинаций - SPIES BOYS, SAD SNA, NO MIND'S SHELTER... Техногенные депрессии и беспробудный пессимизм мертвых человечков (в качестве фонового рисунка можно взять дымящийся Чернобыль). Здесь не заканчивается музыка, просто меняется ее восприятие...


* * *


Говоря об индустриальной культуре, нельзя не упомянуть одну из ее основных составляющих - принцип "организационной автономии", что на деле означает - создание полностью независимого лэйбла и собственной дистрибьюторской сети. Это не догма, это элементарное условие выживания экспериментальной музыки в хищническом мире шоу-бизнеса. Только благодаря такой четкой и отлаженной инфраструктуре многие поклонники нестандартной музыки, да и сами музыканты могут общаться, обмениваться информацией, получать сведения о концертах и выпускать собственные записи.


Пожалуй, одним из первых вестников "российского индустриального бума" был блеклый журнальчик "Экзотика", который еще в 1990 году начал выпускать Андрей Борисов, в Архангельске появились "Результаты". В Минске стала выходить пресловутая "Музыкальная газета", а в Москве по сей день существует исключительный по своему содержанию журнал "Независимая Электронная Музыка", издаваемый энтузиастом-издателем Дмитрием Васильевым. Он общается и дружит со многими ведущими индустриальными проектами Италии, Германии, Франции и США.


В 1999 году как продолжение "Музыкальной Газеты" появился довольно интересный минский журнал "Клёк 2", потом - "Стигмата". В Санкт-Петербурге выходит журнал "БульDozer", полностью посвященный экспериментальной электронной музыке.


Из российских самиздат-лейблов наибольшей известностью пользуются SOI Tapes, IVB, NN, Свободный Полет, N&B Research Digest.


Понятно, что в создании собственного лейбла и выпуске самиздатовского журнала нет ничего нового. Однако важность подобной деятельности, заключается в том, что эти субкультурные образования сосредотачивают вокруг себя новых артистов и становятся аккумуляторами новых идей.


Музыкальный авангард есть всегда, его герои уходят, превращаясь в классиков, умирая от наркотиков. Им на смену приходит новое поколение, но оно совсем другое. Ведь та эпоха, которая казалась футуристам фантастической сказкой, теперь - скучная реальность. Романтика индустриальных цехов и пафос рабочих районов уступили место высоким технологиям, точности математических расчетов и стерильной чистоте компьютерных лабораторий. Этой новой эпохе соответствует новая музыка. Музыка звуковых помех, полиритмика - скачки цифр в недрах процессора... На свет появились такие направления, как микроволна (glitch, cliсks'n'cuts) и power electronics.


Задачей данной статьи было приоткрыть занавес российской индустриальной сцены. Да, она действительно существует, и самое главное - не стоит на месте. Прислушайтесь к шуму за окном. Вас не оставляет равнодушным звук строительных работ или стук кровельного железа? Значит, вы тоже приблизились к пониманию индастриала. Это просто наш мир - шумный, агрессивный и бессмысленный.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала: Дмитрия Филиппова, Илью Козырева, Дмитрия Федоренко, Пузо, Андрея Турусинова, Дмитрия Васильева, Алексея Борисова, Григория Аврорина, Андрея Горохова и Дмитрия Толмацкого.


В подготовке к даннной статьи были использованы материалы журналов: WIRE, РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕЗАВИСИМАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА, БУЛЬDOZER, НОСОРОЖЬИ БОИ, а также статьи Аллы Митрофановой "Музыка как предмет нейрофизиологии", Андрея Дмитриева "Шум - голос богов" и книга Андрея Горохова "Музпросвет.ru".


В сокращенном варианте статья опубликована в журнале FUZZ (2002, №3) под названием “Спешит в цеха рабочий люд“.

© Александр Старостин, Fulldozer, 2002

обратно к статьям


    Новая Азбука  Гостевая книга Главная страница

Hosted by uCoz