Белая Азбука
Industrial
Главная
страница SSale
Белая Азбука Industrial
Коллекция mp3 Гостевая
книга
обратно к статьям
Русский индустриал
Точное описание такого противоречивого явления, как индастриал, прячется
под спудом музыковедческих и культурологических спекуляций. Понимание
проблемы осложняется тем, что изначально термин “индастриал” не использовался
для обозначения конкретного стиля. Индастриал это, скорее, особый
подход к музыкальному творчеству, своеобразная идеология звука. Надо
сразу оговориться, что шумовая музыка зародилась еще в первой половине
XX века, но само движение, как и термин "industrial music",
возникло лишь в 70-х, а точнее, в 76-м, непосредственно после образования
лейбла Industrial Records.
В то время индастриал стал довольно естественным протестом против
бесчеловечной цивилизации с ее повсеместным социально-политическим
контролем. Индустриальная музыка пыталась разрушить застоявшиеся общественные
и музыкальные традиции путем неожиданных и порой шокирующих методов.
Десятилетия постмодерна заставили привыкнуть к тому, что творческое
опровержение веками устоявшихся эстетических шаблонов может выражаться
в самых разных, иногда в смешных и шокирующих, а иногда в утомительно
монотонных формах. Противопоставляемое идеальному искусству, искусство
реального и актуального выглядит (звучит) утилитарно и прагматично.
Мир, порабощённый "summa technologiae" (C.Лем), отныне поёт
сухим и низким голосом. Скрежет, лязг, грохот пресса и свист дрели,
шелест приводных ремней и звон капель из маслопровода - всё то, что
наполняет жизнь усталого горожанина, оказывается не менее значимым
с метафизической и эстетической точек зрения, чем неземной Бах и несусветный
Босх. В царстве торжествующего железа ласковая флейта звучит слишком
легкомысленно и как-то чересчур музыкально. На язык индустриальной
эстетики мелодия флейты переводится как "гудение бетономешалки".
Эта музыка, вернее, антимузыка не может не шокировать и не подавлять.
Стена непереносимого для человеческого слуха шума, среднечастотный
гул и аналоговые искажения, производимые индустриальными коллективами
на концертах, буквально выгоняли публику из зала. В качестве музыкальных
инструментов использовались как экстравагантные дрели, пружины и отбойные
молотки, так и вполне традиционные гитары. С предельной искренностью
и самоотдачей канадские SKINNY PUPPY на концертах кромсали бензопилами
манекены и трупы животных, немецкие EINSTURZENDE NEUBAUTEN попросту
уничтожали сцену и всю музыкальную аппаратуру. Попытки "преодоления
музыкальных границ" порой доходили до подлинного безумия - например,
случай с "биологической" барабанной установкой, "изобретенной"
EINSTURZENDE NEUBAUTEN. Смысл ее заключался в том, что на спину Бликсы
Баргельда (лидера EN) крепились чувствительные датчики, по которым
его сотоварищи что было мочи молотили руками и ногами, - Баргельд
хрипел и отбивался. Каков был в результате звук - остается только
догадываться.
Энциклопедический образец индастриала - лондонские THROBBING GRISTLE
(TG). Их выступления представляли собой "кошмарные садистские
шоу с чудовищным грохотом, гулом и лязгом в придачу". Лозунг,
взятый на вооружение TG - "индустриальная музыка для индустриальных
людей" (industrial music for industrial people), - стал визитной
карточкой всего направления. "Для TG будущее было неотделимо
от победившего тоталитаризма, от концлагерей, огромных индустриальных
ландшафтов и насилия над человеком" (А.Горохов). Отсюда и увлечение
группы геноцидом, пытками, войнами, черной магией и порнографией.
Когда в начале 80-х TG в форме манифеста заявили о смерти созданного
ими направления, индастриал, тем не менее, делал лишь первые шаги.
В это время уже существовало несколько подобных TG команд - CABARET
VOLTAIRE, SPK, TEST DEPT., NON и др. Но расцвет индустриального движения
пришелся на середину 80-х - начало 90-х. Именно тогда свою активную
деятельность начали такие коллективы и исполнители, как EINSTURZENDE
NEUBAUTEN, :ZOVIET-FRANCE:, LUSTMORD, WHITEHOUSE, Z'EV и MERZBOW.
Как справедливо, хотя и не без издевки, замечает видный музыкальный
критик Андрей Горохов: "К середине 80-х злоба рассосалась, шум
стал более легким и главное - более ритмичным..."
Элитарная ориентация индустриальной музыки не помешала ей стать своеобразной
питательной средой, инкубатором идей для массовой культуры. Танцевально-индустриальные
SKINNY PUPPY и MINISTRY еще черпали вдохновение у нацистско-порнографических
TG. В 90-е годы происходит сближение индастриала с коммерческим мэйнстримом.
В наши дни композиции KMFDM и NINE INCH NAILS активно используются
для озвучивания компьютерных "стрелялок", Бликса Баргельд
(ЕN) поет задушевные баллады с Ником Кейвом, а помпезные симфонии
LAIBACH звучат в телезаставках. Шумы и атональные приемы взяты на
вооружение грандами поп-культуры (Bjork, RADIOHEAD, Britney Spears
и проч.).
* * *
Истоки и прототипы российского индастриала следует искать в первой
четверти 20-го века. Композиторы Ассоциации Современной музыки еще
в 20-е годы создавали произведения, в которых использовался шум станков
и скрежет приводных ремней. "В театрализованных агитпредставлениях
Пролеткульта актеры яростно били огромными молотами в стальные листы,
имитируя тяжелую поступь победившего пролетариата, гибель старого
мира и наступление новой эры коммунизма" (А.Дмитриев). К числу
наиболее ярких примеров протоиндастриала можно отнести знаменитый
балет С.Прокофьева "Стальной скок", балет Д.Шостаковича
"Болт", а также немыслимую по своим масштабам "Симфонию
Гудков", которая исполнялась в Баку 7 ноября 1922 года. Ее создатель
композитор Арсений Михайлович Авраамов (1886 - 1944) на протяжении
нескольких часов дирижировал сиренами фабрик и входящих в порт судов.
Энди Маккей (Andy Mackay) в своей книге "Электронная музыка"
называет это одним из самых впечатляющих экспериментов с шумами и
природными звуками за всю историю авангарда: "К сиренам городских
фабрик присоединились сирены кораблей Каспийского флота, артиллерийская
батарея, пулеметы и авиация".
Вскоре под надзором узколобых чиновников советское искусство вошло
в стадию "развитого соцреализма". Революционный концептуализм
индастриала, казалось бы, почти идеально соответствовал основным требованиям
сталинского стиля, однако именно советский период в истории отечественного
индастриала в наименьшей степени интересен как для рядового слушателя,
так и для заинтересованного аналитика. Развитие прогрессивной музыки
в СССР шло своим, странным и тернистым, путём. С одной стороны запретный
статус рок-музыки ограничивал пространство эксперимента, с другой
- росла и крепла замечательная школа авангарда 70-х годов: Шнитке,
Артемьев, Денисов, Губайдуллина. Можно сказать, что традиции Шнитке
и Денисова, в некотором смысле, предопределили саму возможность существования
индастриала в России.
Исходной точкой развития русского индастриала в собственном смысле
этого слова, наверное, можно считать середину 80-х. Индастриал этого
периода был достаточно тесно связан с рок-музыкой и упомянутой традицией
классического авангарда. Хотя до радикализма последующих шумовых проектов
90-х было ещё далеко, но смелость и глубина поиска пионеров русского
индастриала безусловно достойны уважения.
Это касается, в первую очередь, некоторых альбомов групп ЦЕНТР и НОЧНОЙ
ПРОСПЕКТ, которые по своему новаторству мало чем уступали работам
английских экспериментаторов - PSYCHIC TV и CABARET VOLTAIRE. Нельзя
не упомянуть Сергея Курехина и его проект ПОП-МЕХАНИКА. Сергей Курехин,
наряду с элементами "конкретной музыки" и техно-минимализма,
использовал в альбоме "Насекомая Культура" (1986) классический
индустриальный прием - технику "cut up", создание звукового
коллажа путем наслоения и вклейки различных звуковых фрагментов. По
ощущениям эта запись оставляет, пожалуй, самое сильное впечатление
из всех российских экспериментальных проектов 80-х.
Не отставая от мировых индустриально-шумовых тенденций, на российской
сцене появился Александр Лебедев-Фронтов - питерский шумовой композитор
и художник. Купив однажды самопальную запись BEATLES, сделанную по
советскому обычаю на старой рентгенограмме, он вместо песен о любви
услышал запись отборного мата и шквал радиостатического треска. Мгновенная
вкусовая переориентация материализовалась в проекте ЛИНИЯ МАСС, организованном
в 1985 году и занимавшемся в основном созданием антимузыки. ЛИНИЯ
МАСС это шум советских строек пятидесятых годов, шум агрессивный,
бессмысленный и страшный. Помимо многочисленных записей в рамках проекта
ЛИНИЯ МАСС, создавались черно-белые фотографии и коллажи. Они соединили
в себе эстетику раннего авангарда и символику различных политических
течений. Чуть позже, уже в начале 90-х, Александр основал студию Ultra,
занимающуюся пропагандой экспериментально-шумовой музыки. Далее последовали
не менее радикальные проекты - ВЕПРИСУИЦИДА, МЕРТВЫЕ ХИППИ, ПИЛА,
а также VETROPHONIA, совместный проект Александра Лебедева-Фронтова
с Николаем Судником - легендой российского индастриала.
Почти одновременно с ЛИНИЕЙ МАСС, в 1984 году в городе Рига образовался
коллектив ЗГА (ZGA) (в 1991 году коллектив перебрался в Санкт-Петербург).
Отцами-основателями ЗГИ стали Николай Судник и Валерий Дудкин. Их
увлечение допотопным хоум-тейпингом (home-taping) и склейкой магнитных
лент вылилось в вычурный бытовой саунд - стук металлических железок
и пружин. Близкие к ранним работам EINSTUERZENDE NEUBAUTEN, первые
альбомы ЗГИ вобрали в себя элементы "конкретной музыки",
шумового эмбиента и классического минимализма. Постепенно в музыке
коллектива наряду с шумами начали использоваться традиционные инструменты.
Группа постепенно стала приобретать известность в европейских андеграундных
кругах. И, как следствие, четыре (!) номерных альбома ЗГИ были выпущены
на известном авангардном лейбле Recommended Records.
В отличие от большинства российских индастриал-коллективов 80-х, ЗГА
существует до сих пор. За прошедшие годы музыка группы изменилась
до неузнаваемости. Неутомимый Николай Судник вместе со своими единомышленниками
успел поэкспериментировать с разнообразными звуковыми формами и концепциями
- от шумового эмбиента до индустриального блюза с женским вокалом
("Полет Заразы", 1999).
В 1993 году в Москве образовался индустриально-электронный дуэт ВИДЫ
РЫБ (SPECIES OF FISHES). Их первый альбом "Songs Of A Dumb World"
вышел на культовом голландском лейбле Staalplaat. Эксперименты этой
группы связаны с самыми прогрессивными тенденциями в электронной музыке:
от дарк-эмбиент до техно. Впоследствии их внимание окончательно сместилось
в сторону экспериментально-электронного изи-листнинга. Единственное,
что сейчас говорит об индустриальном прошлом коллектива, это альбом
"Бессонница", записанный в период с 93 по 96 гг.
Нечто похожее произошло и с F.R.U.I.T.S., ныне играющими минимал-техно.
Группа была образована в начале 90-х Алексеем Борисовым (НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ)
и Павлом Жагуном. Первые работы этого кибер-шумового проекта, без
сомнения, являлись продолжением традиций электронного эмбиента - искаженные
шумы, дребезжащий гул высоковольтных проводов, стоны трансформаторных
будок и прочее. Двигаясь в русле новейших тенденций, F.R.U.I.T.S.
меняют саунд в сторону более модного, но не менее прогрессивного.
Такая постоянная модернизация звучания является типичным свойством
индастриал-коллективов. Развитие экспериментальной и авангардной музыки
протекает в прямой зависимости от эволюции технологий. Наблюдаемый
в наши дни расцвет электронных ритмов, а также широко распространенное
использование микротональных помех доказывают этот тезис. Индастриал
- музыка технологий. Изменение производственного стиля ведёт за собой
перемены в эстетике “Новой Музыки” - так в 20-е годы А.М.Авраамов
дирижировал трубами фабрик, теперь же прогрессивные музыканты дирижируют
хором крохотных чипов и микросхем.
Интересно, что увлечение домашней звукозаписью и работой с бытовыми
шумами не обошло стороной смежную эстетико-культурную нишу - рок.
Так в России появилось нечто, что условно можно было бы назвать рок-индастриал
- музыка, вобравшая в себя, помимо индустриального подхода, яркую
энергетику рока.
Первыми в этой области были проекты, связанные с именами Егора Летова
и Кузи УО. К их числу можно отнести и ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ (ПА),
появившуюся в конце 80-х в городе Новосибирске. Свежее дыхание техноидного
EBM с элементами техно-панка вызывает ассоциации с EN, FAD GADGET
и дуэтом LEER-RENTA. Основу музыки ПА составили суховатые удары драм-машины
и грязные гитары; тексты повествовали о разложении, усталости и смерти,
что, надо отметить, совсем не оригинально для индастриала. Одна из
самых сильных композиций группы ПА носит знаковое, жёстко-декларативное
название "Индустриальный оргазм". Нервозность и апокалиптичность
музыкальной атмосферы этой композиции пронимают буквально до дрожи.
К сожалению, группа успела записать лишь один альбом "Любовь
и Технология" (1988), на следующий год вместе со смертью лидера
ПА Дмитрия Селиванова, экс-гитариста Г.О., ПУТТИ и КАЛИНОВА МОСТА,
группа прекратила свое существование.
ПА и другие перечисленные группы составляют первый эшелон русского
индастриала. Во второй половине 90-х распространение индастриал-культуры
в России приобрело стихийный характер. Этому способствовала отмеченная
выше связь индустриальной эстетики с развитием высоких технологий.
Компьютеры стремительно дешевели, а качество программ, созданных для
записи и обработки звука, также стремительно росло. Дешевые драм-машины
и сэмплеры придали индустриальной электронике оттенок массовости.
Простой и демократичный хоум-тэйпинг с выходом технологии на новый
уровень нашел новых адептов, талантливых и энергичных.
В Санкт-Петербурге в 1991 году из распавшейся группы БУКВА О образовался
хардкор-индастриал-проект НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. Скоростные ритмы и
необычные голосовые эффекты, виртуозное использование всех недостатков
аппаратуры и дешевых инструментов сделали группу крайне популярной
в клубной среде. В 1992 году, благодаря демо-кассете "Little
Joys", НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР пригласили в тур по Германии. В том
же году была записана виниловая пластинка "Сеньоры Краковяки"
- один из немногих на сегодняшний день образцов индустриального периода
творчества группы. Такого мозгодробительного и пугающего саунда, пожалуй,
не было ни у одной из групп того времени. После тура по Германии группа,
пережив пик популярности, неожиданно исчезла. Они появились снова
уже в виде дуэта - Олег Гитаркин и Олег Костров. Новое лицо группы,
прошедшей путь от хардкора, индастриала через кибер-панк к китч-попу,
все мы с вами знаем - это электронный проект, пропагандирующий модное
направление - пост-изи-листнинг.
В Архангельске в начале 90-х появился один из самых загадочных и эзотерических
шумовых проектов России со страшным названием ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР.
При минимальной технической экипировке - на дешевых магнитофонах,
в домашних условиях - "Болгары" умудрялись создавать потрясающе
качественные записи. Без преувеличений их можно назвать самым изобретательным
индустриальным коллективом Архангельска. Инструментами группе служили
советские аналоговые синтезаторы, какие-то железки, миксеры, трещотки,
“запиленные” пластинки и заводские шумы. Акустическая структура звука
выверена у "Болгар" до мельчайших деталей. Такой подробный
подход к композиции тешит слух и возбуждает интеллект - это что-то
вроде персидского ковра - красиво, вычурно и интересно. Совсем недавно
один из "Болгар", лидер и идеолог группы Алексей Чулков,
трагически погиб. Он удивительно трепетно и, пожалуй, чересчур самокритично
относился к своей музыке. Сверхтребовательность к своему творчеству
привела к тому, что многие, вероятно, гениальные записи были им уничтожены,
так и не будучи изданными.
Это не единственный пример того, как бесспорно качественный и ценный
индастриал-продукт не добрался до слушателя. Богатые на таланты 90-е
годы, к сожалению, не знали той развитой инфраструктуры, возникшей
в индастриал-тусовке буквально за последние два-три года.
Примером невостребованности может служить группа СТУК БАМБУКА В XI
ЧАСОВ, появившаяся в городе Ижевске в конце 80-х. Первый и единственный
альбом коллектива "Легкое дело холод" (1991) современные
критики отнесли к трип-хопу или мрачноватому эмбиенту. Кто бы мог
подумать, что за несколько лет до знаменитого бристольского саунда
где-то в российской глубинке молодые энтузиасты способны записать
такой новаторский, тонко прочувствованный и необычный альбом. "Бамбуки"
всегда играли музыку будущего, и вот, это будущее наступило! Аналоговые
шумы и хруст заезженного винила стали необходимыми атрибутами модного
саунда, теперь альбом звучит даже современнее, чем десять лет назад!",
- пишет Андрей Борисов, шеф независимого лейбла Экзотика.
В середине 90-х поиск новых звуковых форм вышел на новый качественный
уровень. Приближение апогея в развитии современной индустриальной
сцены в России связано с появлением таких групп, как питерские TOXIC
WASTE, БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ, МОНУМЕНТ СТРАХА и московские TNT ART, СОБАКИ
ТАБАКА, ТЕАТР ЯДА и CISFINITUM. Нельзя не упомянуть модный, вечно
балансирующий на грани поп-музыки, китча и эксперимента коллектив
под экзотическим названием DEADУШКИ. Выходцы из АВИА и СТРАННЫХ ИГР,
Виктор Сологуб и Алексей Рахов, в каком-то смысле, действительно являются
“deadушками” музыкального авангарда России. Их новое видение музыки
и передовых тенденций нашло свое воплощение в первом и самом ярком
на сегодняшний день альбоме проекта "Искусство каменных статуй",
вобравшем в себя элементы индустриальной музыки, джаза, электро-попа,
брейк-бита и гитарного рока.
В 1997 в Москве возник довольно необычный и самобытный московский
проект CISFINITUM. Его основателем и единственным участником стал
студент Московской консерватории Евгений Вороновский. Будучи профессиональным
скрипачом, Вороновский смело экспериментировал в таких областях, как
dark ambient и noise. Глубокий подводный эмбиент CISFINITUM с жужжащими
атональными мелодиями и индустриальными скрипами по праву снискал
себе известность не только в российских, но и европейских музыкальных
кругах.
Неменьший интерес у истинного ценителя индастриала должны вызвать
GRAND VINIOLLES - проект, первоначально принадлежащий к пост-готической
формации. GRAND VINIOLLES используют все положительные стороны готического
саунда, сочетая его с методикой ранних индустриальных групп. Основой
неповторимого звучания коллектива стали драм-машина, металлическая
перкуссия, бас и размытое искаженное звучание гитары. На концертах
такой саунд воспринимается особенно остро, многие из слушателей, поддавшись
на провокацию, начинают задумываться о бренности всего сущего и конечности
бытия.
Подобные настроения отмечаются и при прослушивании московских INQUISITORUM,
но, в отличие от чересчур мелодичных и текстуально насыщенных GRAND
VINIOLLES, они активно используют шоковую тактику, доводя свои антимузыкальные
атональные приемы до предела человеческого восприятия. Три барабанщика
(живые ударные, перкуссия и электронные барабаны), бас, два саксофона,
голос и старые отечественные аналоговые синтезаторы превращают саунд
группы в невообразимую смесь SPK, EINSTURZENDE NEUBAUTEN и NAKED CITY.
Такую музыку следует рекомендовать нестандартным любителям джаза и
апокалиптически озабоченным милитаристам - Третья мировая война будет
звучать именно так. Впрочем, такую же рекомендацию можно присовокупить
к рецензии на любой индустриальный проект.
Мрачный взгляд на мир - это неотъемлемая часть индустриальной идеологии.
В этой связи стоит упомянуть молодой дуэт КРОВЬ С МОЛОКОМ, работающий
в направлении драм-н-нойз (не путать с драм-н-бэйсом, ритм-н-нойзом
и т.д.). Оригинальные "сбитые" ритмы, полистилистичный саунд
и ритуальный подтекст привели к тому, что практически никто не в состоянии
определить стиль группы.
С 1993 ведёт свою историю и БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ - группа TaMtAmовской генерации.
Они выступали на одной сцене с НОЖОМ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и МОНУМЕНТОМ
СТРАХА. Последним это никак не помогло, а вот "Цепни", игравшие
тогда незамысловатый грайндкор с индустриальными элементами, быстро
смекнули "что к чему" и, начиная с 98-го года, трансформировались
в кибернетический дуэт SOKOLOFF BROTHERS. Такая мутация пошла коллективу
на пользу - в их звучании стало больше электроники, сэмплированных
звуков и революционных текстов. Не так давно группа приняла участие
в сборнике “Industrialизация”, выпущенном продюсерским центром Лаборатория
звука.
Конечно, карта российского индастриала отнюдь не ограничивается вышеперечисленными
именами. Существует множество групп, которые внесли свой вклад в развитие
российской индустриальной культуры.
В Перми отшумели ПЕЛИКАН ПРИНЯЛ ЛЮМИНАЛ (PLKN PRNL LMNL). В Новосибирске
где-то с середины 90-х гремят NUCLEAR LOSЬ (перкуссионный индастриал),
а в Брянске на положении "вечных подпольщиков" существуют
индустриально-шумовые NOISE SMETANA и TCF. В Нижнем Новгороде повышенной
активностью отличаются NHL и АРЗАМАС 16. В Мурманске вся продвинутая
электронная тусовка вращается вокруг Bacterium Studio - индустриального
проекта БАКТЕРИИ (ныне MOMBUS). В Ростове (Саратове) с 1995 года пропагандой
индустриальной музыки занимаются МОРЕ СПОКОЙСТВИЯ (ambient) и проект
Дмитрия Толмацкого DMT, отличающийся жестко звучащим ритм-н-нойзом.
Благодаря журналу "Результаты" более чем известна архангельская
индустриально-шумовая музыка: ПРИПАДОК, ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР, ОГНИ
ТУНДРЫ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ТЕЛА и т.д.
Благодаря этому же журналу можно было почерпнуть информацию о независимой
музыке практически всего Северо-Запада: Калининград - STIRLITZ, LOS
CHICATILOS, МЕМБРАНОИДЫ, Петрозаводск - ADD, Краснодар - очень интересный
проект FAR FROM MIND.
А вот Ижевск стоит выделить отдельно. В этом городе сложилась, в некотором
смысле, исключительная ситуация. Город кишмя кишит различными электронными
проектами: РЯБА МУТАНТ, RHODESIA, АРХЕОПТЕРИКС, САМЦЫ ДРОНТА, BOOROONDOOK
QUARTET.
Орёл прославлен группой РАСТВОР 666, а в городе Карабаново (Владимирская
обл.) действует целое творческое объединение THE MANURE.
По своему значительный вклад в общее индустриальное дело внесли проекты:
в городе Мураши (Кировская обл.) - HOLOCODER, в городе Реутов (Московская
обл.) - REUTOFF и их проект DAS REUT, по праву занявшие одно из ведущих
мест на московской индустриальной сцене, а в городе Волгодонск (Ростовская
обл.) - плодовитый индустриальщик Алексей Малородов (ALEX M.OVER).
С недавних пор многое из русского индастриала стало известным и на
Западе. Выпущенные американским независимым лейблом Invisible Records
русские кавер-версии композиций американской группы PIGFACE ("From
Russia With Love - A Russian Tribute To Pigface") до сих пор
удерживаются в рейтингах независимых радиостанций. Одни из лучших
каверов сделали Нижегородские индастриал-банды NHL и АРЗАМАС 16. Помимо
них, свою посильную "дань" PIGFACE отдали SPIES BOYS, BOXHEAD
и DAS REUT из Москвы, КРОВЬ С МОЛОКОМ, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, PORCH NAP
и ДЕТИ СОЛНЦА with THEODOR BASTARD из Санкт-Петербурга, а также TOMATOES
и DER PRINTER.
Конечно, это лишь верхушка айсберга... В одном шаге от индустриальных,
но мелодичных АРЗАМАС 16 гармония тонет в хаосе кромешной тьмы - САМКА,
КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, BARDOSENETICCUBE. Лучик света от индустриально-электронного
ЖЕЛЕЗНОГО КЛЫКА и готически-декадентских CYCLOFILLYDEA - и опять все
срывается в колодец бреда и беснующихся галлюцинаций - SPIES BOYS,
SAD SNA, NO MIND'S SHELTER... Техногенные депрессии и беспробудный
пессимизм мертвых человечков (в качестве фонового рисунка можно взять
дымящийся Чернобыль). Здесь не заканчивается музыка, просто меняется
ее восприятие...
* * *
Говоря об индустриальной культуре, нельзя не упомянуть одну из ее
основных составляющих - принцип "организационной автономии",
что на деле означает - создание полностью независимого лэйбла и собственной
дистрибьюторской сети. Это не догма, это элементарное условие выживания
экспериментальной музыки в хищническом мире шоу-бизнеса. Только благодаря
такой четкой и отлаженной инфраструктуре многие поклонники нестандартной
музыки, да и сами музыканты могут общаться, обмениваться информацией,
получать сведения о концертах и выпускать собственные записи.
Пожалуй, одним из первых вестников "российского индустриального
бума" был блеклый журнальчик "Экзотика", который еще
в 1990 году начал выпускать Андрей Борисов, в Архангельске появились
"Результаты". В Минске стала выходить пресловутая "Музыкальная
газета", а в Москве по сей день существует исключительный по
своему содержанию журнал "Независимая Электронная Музыка",
издаваемый энтузиастом-издателем Дмитрием Васильевым. Он общается
и дружит со многими ведущими индустриальными проектами Италии, Германии,
Франции и США.
В 1999 году как продолжение "Музыкальной Газеты" появился
довольно интересный минский журнал "Клёк 2", потом - "Стигмата".
В Санкт-Петербурге выходит журнал "БульDozer", полностью
посвященный экспериментальной электронной музыке.
Из российских самиздат-лейблов наибольшей известностью пользуются
SOI Tapes, IVB, NN, Свободный Полет, N&B Research Digest.
Понятно, что в создании собственного лейбла и выпуске самиздатовского
журнала нет ничего нового. Однако важность подобной деятельности,
заключается в том, что эти субкультурные образования сосредотачивают
вокруг себя новых артистов и становятся аккумуляторами новых идей.
Музыкальный авангард есть всегда, его герои уходят, превращаясь в
классиков, умирая от наркотиков. Им на смену приходит новое поколение,
но оно совсем другое. Ведь та эпоха, которая казалась футуристам фантастической
сказкой, теперь - скучная реальность. Романтика индустриальных цехов
и пафос рабочих районов уступили место высоким технологиям, точности
математических расчетов и стерильной чистоте компьютерных лабораторий.
Этой новой эпохе соответствует новая музыка. Музыка звуковых помех,
полиритмика - скачки цифр в недрах процессора... На свет появились
такие направления, как микроволна (glitch, cliсks'n'cuts) и power
electronics.
Задачей данной статьи было приоткрыть занавес российской индустриальной
сцены. Да, она действительно существует, и самое главное - не стоит
на месте. Прислушайтесь к шуму за окном. Вас не оставляет равнодушным
звук строительных работ или стук кровельного железа? Значит, вы тоже
приблизились к пониманию индастриала. Это просто наш мир - шумный,
агрессивный и бессмысленный.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала: Дмитрия Филиппова,
Илью Козырева, Дмитрия Федоренко, Пузо, Андрея Турусинова, Дмитрия
Васильева, Алексея Борисова, Григория Аврорина, Андрея Горохова и
Дмитрия Толмацкого.
В подготовке к даннной статьи были использованы материалы журналов:
WIRE, РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕЗАВИСИМАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА, БУЛЬDOZER, НОСОРОЖЬИ
БОИ, а также статьи Аллы Митрофановой "Музыка как предмет нейрофизиологии",
Андрея Дмитриева "Шум - голос богов" и книга Андрея Горохова
"Музпросвет.ru".
В сокращенном варианте статья опубликована в журнале FUZZ (2002, №3)
под названием “Спешит в цеха рабочий люд“.
© Александр Старостин, Fulldozer, 2002
обратно к статьям
|