Белая Азбука
Industrial
Главная
страница SSale
Белая Азбука Industrial
Коллекция mp3 Гостевая
книга
обратно к статьям
Ижевск
ДВА ДНЯ ПОД ВОДОЙ (Обзор фестиваля “Новости подводного
Ижевска“)
Ижевск. Галерея им. В.Т. Калашникова, клуб "Вавилон". 13-14
декабря 2002
Ижевск – довольно унылый промышленный город, который существует за
счет двух крупнейших в стране военных заводов. Город привычно ассоциируется
с Калашниковым, Чайковским и (последние 10 лет) с электронной музыкой.
Поговаривают о феномене ижевской сцены, об ижевской волне… По словам
очевидцев все началось в 90-х с успеха клипа группы СТУК БАМБУКА В
11 ЧАСОВ, показанного в программе “A“. Потом уже продолжилось телепередачей
“Рыба Морзе“, по сути, раздувшей успех многих ижевских коллективов
до масштабов всей страны. Сейчас, столько лет спустя поток ижевской
музыки не только не ослабел, но, наоборот, превратился в лавину. Его
уже не остановить.
Ижевск буквально напичкан электронными коллективами. Из уже ставших
притчей во языцех: СТУК БАМБУКА В 11 ЧАСОВ, VIRGO INTACTA, РОДЕЗИЯ
(они же РЯБА МУТАНТ), САМЦЫ ДРОНТА, КРАСИВАЯ ПРИШЛА. Большинство из
этих проектов уже не существуют. Но они классики. Икона ижевской музыки.
Есть и новые, и их много, всех не перечислишь. Из уже зарекомендовавших
себя – БУРУНДУК КВАРТЕТ, SOVA, Яков Кривицкий…
Так получилось, что на фестивале я оказался в двух качествах – не
только как журналист FUZZ'a и БУЛЬDOZER'a, но и как приглашенный музыкант ВИДОВ РЫБ. Поэтому я был буквально вовлечен в музыкальный водоворот.
Когда мы вывалились шумной гурьбой из поезда (группа NETSLOV, редактора
нескольких столичных журналов, представители лейблов), то нам показалось
сомнительным, что под покровом снега, накрывшего многоэтажки и ютящиеся
рядом с ними деревянные домики, прячется некий феномен ижевской электроники.
Но феномен этот не заставил себя долго ждать. Начну с организации
– все было продумано до мелочей или почти до мелочей – расписание,
автобусы, приезд-отъезд гостей... Организаторы – Антон Янцен и Александр
Юминов (КАМА рекордс) – не первый год устраивают Ижевску, да и всем
интересующимся, подобные подводные экскурсии. Первые “Новости подводного
Ижевска“ вызвали определенный ажиотаж среди местной публики и собрали
неплохую прессу. На пресс-конференции, посвященной фестивалю, присутствовал
уже вице-мэр города Ижевска и один из руководителей нефтяной компании
"Сиданко". О чем это говорит? Не сколько о росте фестиваля,
сколько о правильной политике властей столицы Удмуртии. Концерт в
клубе “Вавилон“ открывал уже сам мэр города. Такого внимания со стороны
властей видимо не ожидали и сами организаторы.
Хотя публику интересовала только музыка. Желающих попасть на концерт
было слишком много. Люди стояли в очереди в клуб не один час. И это
на двадцатиградусном морозе! Повезло примерно половине. Хотя тут,
видимо, нужно оговориться, что большинство людей рвалось все-таки
на дискотеку… Так получилось, что на фестивале клуб “Вавилон“ все
таки стал пристанищем музыки танцевальной, ровненько ухающей, подходящей
под стандартные всполохи дискотечных лазеров. Более экспериментальная
часть проходила в галерее имена В.Т. Калашникова, среди аляповатых
картин Митьков (!) и экспозиции разных модификаций самого известного
в мире автомата.
В первый день выступали ижевские 0:28, а за ними и ВИДЫ РЫБ. Среди
публики попыток танцевать не наблюдалось. Звуковое давление, созданное
умелыми манипуляциями Игоря Колядного (ВИДЫ РЫБ), пригвоздило публику
к полу. Я тоже крутил ручки, но более скромно. Если открывавшие концерт
0:28 разукрасили звуковое пространство вокруг себя красками IDM и
easy-listening, то ВИДЫ РЫБ набросали более ядовитых и ярких психоделических
цветов. Организаторов понять можно – если бы подобное прозвучало со
сцены “Вавилона“, то клубная вечеринка превратилась бы в кошмар. В
рай для экспериментаторов и любителей полежать головой в колонке.
Чуть позже в “Вавилоне“ пошел густой снег. Правда, искуственный… Музыка
была такой же синтетической. После скучноватых хаус-пластинок местного
ди-джея и не очень вразумительных АМАЛЬТЕИ и KLAX выступили московско-питерские
NETSLOV. Привкус синтетики исчез, так и не став навязчивым. Выступление
группы было мощным, энергичным и, как всегда, с легким и правильным
оттенком этники. Исполненные “живьем“ down tempo и 2step ритмы радовали
слух. По словам Даниила Калашника, лидера проекта (очень ижевская
фамилия!), он уже выступал в Ижевске в составе НОЖА ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР,
где имитировал отсутствующего Олега Гитаркина.
Самое же сильное впечатление в первый день фестиваля, впрочем, как
и во второй, произвела на меня удмуртская публика – живая и настоящая…
Они веселились так, как будто техно-культура в самом рассвете, а словечко
“рэйв“ снова в моде.
Второй день фестиваля, кроме похмелья, принес странноватое открытие
– концерт питерского проекта KLUtCh. Где я был раньше? Или лучше так:
“Что за туфту он играл до этого?“ Собственно, KLUTCH это один человек
– Денис Попырин. Он также выступал на экспериментальной площадке.
Народу было чуть меньше, чем в первый день. Может быть, характеристика
“IDM-звучание города на Неве“, данная в пресс-релизе напугала публику?
Не пришедшие многое потеряли. Склонившись над своими электронными
зверьками, KLUTCH выдал тонкий, почти философский, мастерски сконструированный
нойз. Очень физиологичный звук! Стоило этому электронщику отъехать
от родного города на какие-нибудь полторы тысячи километров, и он
понял, как надо играть! Публика потом долго перешептывалась… О чем?
Что-то насчет русского Афекс Твина.
Выступавший следом FLOWCHART, проект американского ди-джея Шона О'Нила,
выглядел для меня несколько бестолково. Во-первых, человек за ноутбуком
– скучновато, во-вторых, такая музыка все-таки не для экспериментальной
площадки. В общем, ди-джей – он и в Африке ди-джей.
В клубе “Вавилон“ в этот вечер наблюдался приток свежих сил. Основная
масса публики пришла на шведскую группу PLUXUS. Но те еще готовились
к своему выступлению, заигрывая с девушками в гримерке. Тем временем
ижевские исполнители наконец-то зацепили меня за живое. Это была группа
АТОМНАЯ РЕАКЦИЯ. Два молодых человека и девушка за клавишами советского
производства, обитыми мягкой плюшевой материей, наподобие детских
игрушек. Аналоговый как бы рваный непредсказуемый звук, скрепленный
жесткой оболочкой прямого ритма и примитивной грубой мелодикой. Абсолютно
первобытная музыка. Нарочито сухое, холодное звучание. Я в экстазе!
Публика в экстазе! Такое можно было услышать разве что на диске MISS
KITTIN & THE HACKER. Но тут, конечно же, свое родное, да и с русским
колоритом. После АТОМНОЙ РЕАКЦИИ последовали так же местного разлива
D-PULSE – “многоликий хаус в живом исполнении джазовых музыкантов“
– я не знаю, что это было, но, как молотком по голове.
Когда на сцену вылезли PLUXUS, я не ждал от них ничего хорошего. Я
слышал их пластинку. Показалось скучновато. Но нет! На концерте они
другие. Под них оказалось не только можно улыбаться, но и танцевать
– кривые пьяные танцы. Смешная музыка. Может, их так взбодрили ижевские
красавицы? Какого-то особенного секрета в феномене ижевской электроники
я так и не нашел. Возможно, он в самих людях, в их необычном восприятии.
Не хотелось бы под конец выливать ушат критики, но… Сейчас основная
тенденция ижевских электронных музыкантов – тяга к легкому, ненавязчивому
звучанию во всех его проявлениях. А это уже такой, знаете ли, мэйнстримчик…
Отчасти это влияние Москвы, падкой на фоновый звук, отчасти дурной
вкус самих музыкантов. Но не будем о грустном…
Только когда фестиваль подошел к концу, я смог глубоко вздохнуть.
И вправду, как после продолжительного нырка под воду. Уезжать не хотелось.
Участники долго смеялись и обменивались мнениями. Всех ждала долгая
дорога. Меня и Дениса Попырина в особенности. Было время подумать.
Опубликовано в журнале FUZZ, 2003, №1
© Александр Старостин, 2002
обратно к статьям
|